Вторник, 22.08.2017, 17:37

Hello Гость |

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Письмо Министерства образования России об адаптивном развитии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
       Департамент  общего  и  дошкольного образования  Минобразования  России  направляет  для использования в работе методическое  письмо    
Института  возрастной  физиологии Российской  академии  образования   
 
"Об  использовании  Программ индивидуального  адаптивного  развития при подготовке детей к школе".
   
                          Руководитель Департамента
                                 общего и дошкольного образования
                                                        А.В.БАРАННИКОВ  
Приложение
к письму Минобразования Россииот 17 февраля 2004 г. N 14-51-36/13
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОГО АДАПТИВНОГО
РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
       Возрастание   объемов   информации,  интенсификация   обучения,    увеличение нагрузки  наряду  с  ухудшающимся  здоровьем  и  ростом 
 
школьных  проблем  заставляют  школу и  родителей  искать  варианты такой  подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку  нормальную
адаптацию  в  школе и хотя бы частично разгрузила  его  на  первых,
самых сложных этапах обучения.
       Однако на вопрос, чему и как учить до школы, пока нет четкого и однозначного ответа,  да  и  вряд  ли  он  возможен.  Различия   в 
функциональном и психическом развитии детей, поступающих  в  школу, столь  велики, что наиболее реальными и эффективными,  по-видимому, могут быть
только индивидуальные программы подготовки.
       Создание  и  разработка индивидуальных программ  -  чрезвычайно сложная  задача, к которой современный педагог и школьный  психолог
 мало  подготовлены прежде всего потому, что не всегда хорошо  знают функциональные  возможности и возрастные особенности  ребенка,  его адаптивные  ресурсы, 
ограничения, которые связаны  со  здоровьем,    спецификой раннего развития, и многое другое. Кроме того,  педагогу    и  психологу  необходимо уметь выделить факторы 
риска  в  развитии  отдельного  ребенка  и с их учетом разработать оптимальную  систему    подготовки.
       Важно подчеркнуть, что такая система должна быть многоплановой,    а  занятия  с  ребенком - ступеньками к школе, а не  обучением  его    письму, 
чтению,  математике.
 
От того,  как  будут  выстроены  эти ступеньки,  во  многом  зависит успешность  последующей  адаптации, эффективность обучения.
       Исследования,  проведенные  в Институте  возрастной  физиологии РАО,  показывают, что работа по подготовке ребенка к  школе  должна строиться
 
с  учетом психофизиологических закономерностей  развития детей  6  -  7  лет,  в противном случае мы можем не  стимулировать развитие, а затормозить его.
Важно помнить тезис Л.С. Выготского  о  том,  что  "только то обучение в детском возрасте  хорошо,  которое    забегает  вперед  развития и ведет развитие за  собой. 
Но  обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться".
       Варианты  индивидуальной  работы с ребенком  при  подготовке  к  школе  могут быть самыми разнообразными, и их выбор зависит как  от   
социально-экономических условий, от возможности родителей  получить квалифицированную  консультативную помощь, так  и  от  квалификации
специалистов, которые ведут подготовку к школе детей в  учреждениях    образования.
       Индивидуальная  работа  по  подготовке  к  школе  должна   быть    направлена на комплексное развитие ребенка и формирование  
школьно-значимых функций.
       Основу организации занятий по развитию школьно-значимых функций определяют следующие принципы:
       1.   Системность.  Развитие  ребенка  -  процесс,   в   котором   взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все  компоненты. 
Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа  по развитию ребенка.
       2.  Комплексность  (взаимодополняемость).  Развитие  ребенка  -    комплексный процесс,  в  котором  развитие  одной  познавательной  
функции  (например,  речи) определяет и дополняет  развитие  других  функций.
       3.   Соответствие  возрастным  и  индивидуальным  возможностям. Индивидуальная  программа  подготовки  к  школе  может   и   должна 
строиться  в  соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
       4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку  в    процессе  занятий,  способствует оптимизации  занятий  и  повышению   
эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков  при одновременном "подтягивании" дефицитарных (отстающих) функций.
       5.  Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении  и формировании  школьно-значимых функций,  следование  от  простых  и
доступных заданий к более сложным, комплексным.
       6.  Индивидуализация  темпа работы -  переход  к  новому  этапу обучения   только осле  полного  освоения  материала  предыдущего    этапа.
       7.  Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая  формировать и закреплять механизмы реализации функции. Формы  
организации индивидуальной работы по подготовке к  школе различны.
       1-й  вариант  -  занятия  (2 - 3 раза в неделю)  в  учреждениях    образования  (детские сады, группы временного  пребывания  детей  в  детских  
садах,  школы, дома  творчества,  центры  дополнительного образования, клубы, студии и т.п.). Наиболее целесообразны  занятия в   малых   группах,  что  позволяет 
вести  дифференцированную   и    индивидуальную работу с каждым ребенком.
       Занятия  должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех   санитарно-гигиенических  требований  к  условиям   обучения:
соответствие мебели, освещенности и т.п. В  течение  дня  рекомендуется не больше трех  занятий,  каждое   продолжительностью  до  30  минут, с  перерывами 
по  10  минут.  В течение одного дня не рекомендуется больше трех занятий.
       2-й  вариант  -  занятия,  которые ведут  родители  (гувернеры, няни).  Эта система работы предусматривает предварительное обучение 
взрослых  на  краткосрочных  курсах и  возможность  систематической  консультации.  Такие  курсы  целесообразно  организовать  на   базе  центров   развития,  
психолого-медико-социальных   центров,    где   различные   специалисты  способны  оказать  родителям   необходимую   помощь.  Работа 
с родителями особенно эффективна  в  тех  случаях,  когда пребывание ребенка в коллективе затруднено из-за болезни  или   каких-либо других причин.
Занятия дома имеют свои преимущества:  их   можно  проводить  ежедневно  (2  -  3  занятия  по  20  минут),  за   исключением периодов, когда ребенок плохо
себя чувствует, во время   или после болезни.
       3-й  вариант - группы (5 - 7 детей) по подготовке к  школе  для   детей  с  выраженной  несформированностью школьно-значимых 
функций   (но   интеллектуально   сохраненных,  не  подлежащих   специальному   обучению)    при    психолого-медико-социальных,   психологических   центрах.
       Предлагая  различные формы индивидуальной  подготовки  детей  к   школе,  мы  учитываем  реальные  данные  о  состоянии  здоровья   и   
функциональном  развитии дошкольников. Еще раз  напомним  некоторые   сведения для того, чтобы подчеркнуть необходимость такой работы:
       -  80  -  90%  детей  6  - 7 лет имеют те или  иные  отклонения   физического здоровья;
       -  18  -  20%  детей  6  -  7 лет имеют пограничные  (негрубые)   нарушения сихического здоровья;
       - около 60% детей 6 - 7 лет имеют нарушения речевого развития;
       - около 35% детей 6 - 7 лет имеют несформированность зрительно-   пространственного восприятия;
       -   более   30%  детей  6  -  7  лет  имеют несформированность сложнокрдинированных движений руки и графических движений;
       -   более   70%  детей  6  -  7  лет  имеют  несформированность интегративных   функций   (зрительно-моторных,   слухо-моторных   и   
сенсомоторных координаций);
       -  примерно  у 13% детей отмечается компенсаторная леворукость,   сопряженная с нарушениями речевого развития;
       -   около   25%   детей  имеют  замедленный  темп  деятельности   (медлительные дети).
       В  основе большинства дефицитов в развитии у детей 6  -  7  лет    лежит функциональная  незрелость  коры  и  регуляторных  структур  
головного  мозга.  Все эти данные свидетельствуют  о  необходимости   индивидуальной  работы  с  ребенком  на  самых  интенсивных 

этапах   развития (от 4 до 6 - 7 лет), когда еще нет школьных нагрузок.
       Опыт  показывает, что перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются  при направленной и систематической  работе.  
Однако   это  должна  быть  система не механической  тренировки,  а  система   осознанной,  творческой  работы  ребенка  (даже  в  самых  
простых   заданиях)  под  руководством и при помощи взрослого. Такую  систему   работы  мы  назвали индивидуальной адаптивной
программой подготовки   к школе.
       Главными    условиями    эффективности    программы    являются   индивидуализация, систематичность, постепенность  и  повторяемость.
   Для   разработки   индивидуальной  адаптивной  программы   развития   ребенка  необходимо  выделить факторы риска  в  его  развитии.  
Эту   работу  может провести педагог либо педагог и психолог.  В  трудных   случаях  необходима  консультация и помощь в составлении 
программы врача-педиатра,  психоневролога,  логопеда,  нейропсихолога.  Можно выделить  четыре  этапа  в  составлении  индивидуальной 
адаптивной   программы:
       I  этап  -  диагностика  функционального развития  и  выделении факторов риска.
       По результатам обследования выделяются:
       Неспецифические   факторы  риска,  связанные   с   соматической   ослабленностью   из-за   хронических  или   частых   и   длительных   
 
заболеваний    либо    с    нарушениями    психического    здоровья    (гиперактивность,     синдром    дефицита    внимания,   комплекс
неврозоподобных расстройств - нарушение сна, тики, страхи и  т.п.).
   Неспецифические  факторы  риска,  как  правило,  лежат   в   основе   нарушения    организации   деятельности   и   требуют   специальной  
организации работы с ребенком.
       Специфические  факторы  риска, связанные с  несформированностью   познавательных  (школьно-значимых)  функций,  таких   как   речевое  
развитие,    моторное    развитие,   зрительное    и    зрительно-   пространственное  восприятие,  интегративные  функции.  Компенсация  
специфических   факторов   риска   возможна   при   систематических   целенаправленных занятиях.
       II  этап  -  четкое  определение целей и  задач  индивидуальной   программы.
       III этап - составление индивидуального плана работы.
       IV  этап  - разработка планов каждого занятия, выбор адекватных форм и методов работы (с учетом особенностей ребенка).
       Разработку  индивидуальных программ развития  и  индивидуальную   работу  с  каждым  ребенком  по  подготовке  к  школе  обеспечивает   
комплект  "Ступеньки  к  школе", который подготовлен  специалистами   Института  возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой  
и  включает тетради для занятий с детьми и методическое пособие для   воспитателей, педагогов, психологов.
   
                     Институт возрастной физиологии
                                       Российской академии образования
Портал Госуслуги